Новости

14 Октября, 17:00

Исполнительный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов: «Молочный сектор консервативен»

Он подчеркнул, что тема потребительского спроса острая, многогранная, и она будет обсуждаться на III Международном агропромышленном форуме, который состоится в Московской области 17-18 ноября 2016 года.

– Артем, расскажите, как развиваются на молочном рынке новые категории продуктов.

– Российский молочный сектор в целом следует за тенденциями, характерными для мирового рынка. У нас выпускается такие относительно новые категории продуктов, как ароматизированное молоко, продукты из молочной сыворотки, витаминизированные молочные продукты, причем отмечается рост их реализации. Так, по данным информационного агентства Milknews, за период с 2010 по 2015 год розничные продажи ароматизированного молока в натуральном выражении выросли на 94%, питьевых молочных сокосодержащих десертов – на 75%, молочных пудингов и муссов – на 41%, функциональных молочных напитков – на 2%. Однако в целом доля «современных» категорий в общем объеме продаж молочных продуктов уменьшилась с 14% в 2010 году до 12% в 2015-м, что объясняется снижением благосостояния населения, и эта тенденция еще усилилась в 2016 году во многом из-за того, что стоят они дороже обычного молока или творога.Нужно отметить и то, что молочный сектор в России консервативен. Новые категории хоть и демонстрируют заметный рост, но в целом их доля в общем объеме потребления невелика, что объясняется недоверием многих россиян к новым продуктам.

– Каковы перспективы развития сегмента безлактозного молока?

– В России безлактозное молоко выпускают немногие компании, в том числе Valio, еще один сильныйпроизводитель – Ставропольский молочный завод. Этот продукт востребован узкой категорией населения – людьми с непереносимостью лактозы, массовым он не станет. Он мог бы быть массово востребован в Китае, где большое количество населения страдает лактазнойнедостаточностью, в России же эта проблема не является масштабной. В основном она ограничена несколькими регионами, где люди традиционно не потребляют молочную продукцию, например, на Дальнем Востоке, в Бурятии, в Сибири.Кроме того, многие молочные продукты уже не содержат лактозы, это некоторые виды кисломолочных продуктов, твердые сыры.

– А другие виды молока, помимо коровьего, насколько широко используются в России?

– В рознице можно встретить продукты из овечьего, козьего, верблюжьего, конского молока – чаще всего это напитки или сыр, но, как правило, они имеют очень ограниченное  производство и потребление. Даже козье молоко – достаточно традиционный для нашей страны продукт – не выпускается в больших объемах. В целом производство козьего молока в России в 100 раз меньше, чем коровьего. Есть с десяток крупных производителей – в Московской, Липецкой областях, в Марий-Эл, Татарстане. Они добавляют разнообразия рынку,однакообщий объем реализацииневелик.

Есть ряд регионов, где традиционно развито козоводство и органы власти готовы выделять из бюджета средства на поставки козьего молока в дошкольные и школьные учреждения. По мнению специалистов Союзмолоко, такую возможность им стоило бы предоставить, но однозначного официального мнения – можно ли это делать – пока нет. Поэтому недавно мы направили в Роспотребнадзор запрос, чтобы прояснить ситуацию.

– Сетевая розница позитивно настроена на взаимодействие с российскими производителями, особенно небольшими?

– За последние 2-3 года молочная полка в рознице заметно поменялась. Уже достаточно широко представлена категория фермерских продуктов, которых раньше не было. Стало больше продукции российских производителей, причем не только крупных, способных обеспечит магазинам большие партии товаров, но и небольших предприятий. Некоторые федеральные сети работают в разных регионах с разными поставщиками, закупая у них небольшие товарные партии.

Сложнее говорить об экономическом аспекте взаимодействия производителей с ритейлерами. Кто заработает больше, чей будет доход – это вопрос коммерческих переговоров, и он действительно очень сложный, особенно сейчас, когда падает платежеспособный спрос на молочные продукты. К тому же идет притирка участников рынка в связи с недавним принятием поправок в закон «О торговле». Он обеспечил ряд существенных позитивных аспектов, например,сократились сроки отсрочки платежа. Но в целом ситуация непростая. Поставщикам с розницей приходится договариваться, искать компромиссы. 

Организатор

Правительство Московской области

при поддержке

Министерство сельского хозяйства РФ

Генеральный партнер

ОСП агро

Партнеры

Генеральный партнер
"ОСП агро"
Эксперт форума
Danone
Партнер Банковского часа
Сбербанк России
Партнер Банковского часа
Россельхозбанк
Партнер Банковского часа
Банк Возрождение
Технологический партнер
АгроБау
HR-партнер форума
Антирабство
Интеллектуальный партнер
Национальный союз производителей молока "Союзмолоко"
Интеллектуальный партнер
Российский союз предприятий молочной отрасли
Партнер форума
Союзснаб
Экспонент форума
Valio
Экспонент форума
Ecolean
Экспонент форума
UTN Group LTD
Экспонент форума
ФермаРоста
Экспонент форума
Братья Чебурашкины
Экспонент форума
Мустанг Технологии Кормления
Экспонент форума
Щелково Агрохим
Экспонент форума
Группа компаний РОТА
Экспонент форума
Рузское молоко
Экспонент форума
Elopak
Экспонент форума
Группа М9
Экспонент форума
Наро-Фоминский молочный завод
Экспонент форума
Дмитровский молочный завод
Экспонент форума
Фуд Сити
Экспонент форума
Лаборатория Механик
Экспонент форума
Kieselmann
Экспонент форума
DEUTZ-FAHR
Экспонент форума
Foss
Экспонент форума
Теплоэнергосервис ДКМ
Экспонент форума
Вкуснотеево
Экспонент форума
Ruukki
Экспонент форума
Колнаг
Экспонент форума
РусМолоко