Новости

24 Октября, 15:00

Председатель правления национального союза производителей молока "Союзмолоко" Андрей Даниленко: "Молочной отрасли нужна поддержка"

Андрей Даниленко считает, что в отечественной молочной промышленности необходимо усиливать государственную поддержку и развивать экспортный потенциал.

Мы встретились с ним накануне III Международного агропромышленного форума, который состоится 17-18 ноября в Доме Правительства Московской области в городе Красногорске и соберет всех, кто заинтересован в развитии отрасли, которая имеет стратегическое значение для России.

– Андрей, какие темы, на ваш взгляд, сейчас наиболее актуальны для молочной промышленности страны? Что активнее всего обсуждают эксперты, переработчики и производители?

– Во-первых, это осмысление места России на глобальном молочном рынке. Во-вторых,  понимание ситуации внутри страны, так как давно идет спор насчет эффективности официальной статистики, связанной как с производством, так и с потреблением молочной продукции. Не менее принципиальный вопрос – регулирование отрасли, которому большинство развитых стран уделяют большое внимание, и это влияет на конъюнктуру мирового рынка, от которого Россия неотделима. Естественно, роль государственной поддержки сейчас очень велика, особенно притом что наши коллеги или конкуренты в других странах получают серьезную господдержку. И чтобы быть конкурентоспособными, наши производители и переработчики молока должны  иметь сопоставимый уровень поддержки. К сожалению, мы ощутимо отстаем в этой области от коллег из Белоруссии, Евросоюза, США.

– Назовите страны, наиболее сильно влияющие на российскую молочную отрасль.

– Судя по оценкам Союзмолоко, больше всего влияет Белоруссия, которая является крупнейшим поставщиком молочной продукции в нашу страну. Кроме того, очень существенно влияет на глобальный рынок, и в том числе на российский, Новая Зеландия, страны Южной Америки, Евросоюз, а также Китай – один из крупнейших потребителей молочной продукции в мире.

Наше положение на международном рынке очень значимо, и если мы возьмем  производственную себестоимость литра молока, то Россия вполне конкурентоспособна по сравнению с другими странами, но как только добавляется стоимость кредитных ресурсов, избыточное государственное регулирование и множество других проблем, то мы сразу теряем конкурентоспособность. В связи с этим необходимо, чтобы органы власти понимали ситуацию, видели существующие барьеры, и принимали правильные решения. Здесь стоит отметить, к примеру, Московскую область, которая является самым крупным потребителем молока и молочной продукции и уделяет внимание развитию этой отрасли на своей территории, что дает позитивные результаты.

– На какие государства стоит прежде всего обращать внимание России, развивая свою молочную промышленность?

С точки зрения сбыта резонно держать курс на Азию. Причем не только на Китай, но и на Среднюю Азию, Ближний Восток и даже Африку в какой-то степени. А что касается технологий, особенно генетики в молочном скотоводстве, мы должны изучать опыт Евросоюза и США, чтобы внедрять и применять их в России.

– Есть ли такие темы, которые остро стоят в молочной отрасли, но не получают достаточного освещения в средствах массовой информации?

В тени зачастую остается актуальная тема потребления молока и молочной продукции на душу населения. Если в 1990-м году этот показатель составлял 390 кг в год, то сейчас мы уже скатились до 235 кг, притом что медицинская норма – около 320-330 кг в год на человека. Для того чтобы стимулировать потребление, необходимо задействовать социальные программы, такие как «Школьное молоко» Российского союза предприятий молочной отрасли или «3 молочных продуктах в день», инициированная нашим союзом. Причем реализация таких программ должна стать задачей государственной значимости, ведь это вопрос поддержания здоровья нации. Всемирная организация здравоохранения однозначно выделяет молоко как крайне важный продукт для детей, для костной структуры человека, для баланса ежедневного рациона. Помимо господдержки необходимо и участие СМИ, но публикуемая информация должна быть компетентной, проверенной, основанной не на ложных мифах, а на достоверных сведениях от экспертов и врачей.

– Расскажите о мерах, необходимых со стороны государственных органов, для благополучного развития молочной отрасли.

- Союзмолоко недавно разработал программу развития отрасли, где намечено несколько ключевых направлений. Первое – это финансовое стимулирование модернизации и строительства новых комплексов по производству молока. Сейчас в России только 15-20% существующих комплексов соответствуют требуемым параметрам, а около 50% настолько устарели, что их даже модернизировать нет смысла. Второе – поддержка животноводства и, в частности, генетики крупного рогатого скота. В 90-е – начале 2000-х работы по генетике забросили, и сейчас производители молока очень импортозависимы от Европы и США - нам необходимо развивать и производство семенного материала, и продуктивные породы крупного рогатого скота, которые используются на комплексах. Для сравнения: в России средняя производительность молочных коров примерно в 2 раза ниже, чем в Америке и Евросоюзе, что ощутимо увеличивает себестоимость и снижает эффективность производства.

Вообще, государственную поддержку молочной промышленности следует рассматривать не как дотации, а как вложения в экономику, ведь если сейчас отрасль получает около 26 млрд рублей господдержки ежегодно, то налогов в бюджет она отчисляет порядка 200 млрд рублей. А с увеличением уровня поддержки и объем налогов возрастет.

– Бывает ли так, что господдержка не помогает, а, наоборот,  мешает развитию?

– У нас был наглядный пример, когда ввели в дотации на литр молока целый ряд требований по количеству жира, белка, чем создали стремление к припискам, фальсификации и неравным условиям. К счастью, через год нововведение отменили. Сейчас есть серьезные проблемы с агрострахованием, когда вроде бы возможна поддержка,но никто из аграриев не хочет ею пользоваться, так как очень много вопросов к условиям страхования. Но самой критичной проблемой на сегодня является ежегодное изменение условий господдержки на федеральном уровне – это снижает инвестиционную привлекательность отрасли, особенно притом, что молочное животноводство требует больших инвестиций и имеет очень длинную окупаемость. Инвесторы не хотят рисковать, ведь нужно брать кредиты на 10-15 лет, так как проекты не окупаются без господдержки – она является ключевой составляющей бизнес-плана, и ежегодное изменение условий может привести их к банкротству из-за невыполнения обязательств перед банками. При этом региональные власти не имеют достаточно средств, чтобы компенсировать затраты, если федеральный бюджет не выполнит своих обязательств.

– А сейчас реализуются крупные инвестиционные проекты в молочном животноводстве?

Да, но их немного. Есть группа компаний «Дамате», которая строит в Тюмени крупнейший молочный комплекс на 5 тысяч дойного стада. Компания «Эконива» реализует несколько проектов в Калужской, Воронежской области. Есть «Русская молочная компания», которая рассматривает возможность расширения. Начали реализацию масштабных проектов в Подмосковье вьетнамское предприятие TH TrueMilkи тайское CP Group. Будем надеяться, что все они осуществят свои планы.

– Если говорить о внутреннем молочном рынке, то какую роль играют малые предприятия в его развитии? Стоит ли делать на них ставку? 

– Как показывает опыт, Россия, имея большие земельные ресурсы, все-таки идет по пути индустриального производства, поэтому американская модель, где доминируют крупные индустриальные комплексы, нам более близка. Конечно, малые формы бизнеса в молочном животноводстве тоже нужно развивать, но, по нашим оценкам, их доля не превысит 5% от общего объема производства. Основную роль в обеспечении страны молоком играют и будут играть крупные специализированные производства.

– Расскажите,  как обстоят дела с импортозамещением. Улучшилась ли ситуация за 2016 год по сравнению с 2014-2015-м?

– Прежде всего я противоречиво отношусь к термину «импортозамещение», считаю, что нужно вообще от него уйти. На мой взгляд, следует сосредоточиться не на вопросе импортозамещения, а на повышении конкурентоспособности по сравнению с зарубежными компаниями и на развитии тех отраслей, которые для страны стратегически важны. Если говорить о молочном животноводстве, то российские продукты вполне могут быть конкурентоспособными, и это подтверждает ряд проектов, реализованных за последние два года. Когда были введены санкции, все волновались по поводу сыра, однако наши производители научились делать качественные сыры.

Тем не менее, в прессе регулярно появляются сообщения о фальсификате на молочном рынке, причем в самых разных категориях.

–Конечно, как и во всем мире, в России есть не только добросовестные, но и недобросовестные производители, однако проблема фальсификата далека от того масштаба, о котором все говорят. Это объясняется тем, что как однажды сказал один из журналистов: «к сожалению, удачное приземление самолета никого не интересует, а вот катастрофы интересны всем».

В каких регионах самое качественное молоко?

– Оценивать с такой точки зрения некорректно, номожно сказать, что есть регионы, в которых трепетно относятся к молочной отрасли. Там в основном большие и стабильные объемы производства, и наблюдается положительная динамика. Как правило, к качеству и безопасности в таких регионах тоже соответствующее отношение.

– В ноябре Союзмолоко примет участие в III Международном агропромышленном молочном форуме, который проводит при поддержке Минсельхоза РФ Правительство Московской области. Какой опыт можно позаимствовать у этого региона?

Московская область системно подходит к привлечению инвесторов и их дополнительной поддержке за счет регионального бюджета. А сейчас очень важно обеспечить преемственность действий федеральных и региональных органов власти и показать, что поддержка в регионах не временная, что именно на нее можно рассчитывать в долгосрочной перспективе. Не менее важно помогать местным производителям и стимулировать потребление их продуктов – над этим тоже работают в Подмосковье. При этом Форум посвящен не только одному региону, там рассматривается ситуация в целом внутри страны, а также возможности развития молочной отрасли на внутреннем рынке и внешнем рынке. Так что присутствие на этой площадке полезно как для властей, так и для предпринимателей из других регионов России. 

Организатор

Правительство Московской области

при поддержке

Министерство сельского хозяйства РФ

Генеральный партнер

ОСП агро

Партнеры

Генеральный партнер
"ОСП агро"
Эксперт форума
Danone
Партнер Банковского часа
Сбербанк России
Партнер Банковского часа
Россельхозбанк
Партнер Банковского часа
Банк Возрождение
Технологический партнер
АгроБау
HR-партнер форума
Антирабство
Интеллектуальный партнер
Национальный союз производителей молока "Союзмолоко"
Интеллектуальный партнер
Российский союз предприятий молочной отрасли
Партнер форума
Союзснаб
Экспонент форума
Valio
Экспонент форума
Ecolean
Экспонент форума
UTN Group LTD
Экспонент форума
ФермаРоста
Экспонент форума
Братья Чебурашкины
Экспонент форума
Мустанг Технологии Кормления
Экспонент форума
Щелково Агрохим
Экспонент форума
Группа компаний РОТА
Экспонент форума
Рузское молоко
Экспонент форума
Elopak
Экспонент форума
Группа М9
Экспонент форума
Наро-Фоминский молочный завод
Экспонент форума
Дмитровский молочный завод
Экспонент форума
Фуд Сити
Экспонент форума
Лаборатория Механик
Экспонент форума
Kieselmann
Экспонент форума
DEUTZ-FAHR
Экспонент форума
Foss
Экспонент форума
Теплоэнергосервис ДКМ
Экспонент форума
Вкуснотеево
Экспонент форума
Ruukki
Экспонент форума
Колнаг
Экспонент форума
РусМолоко