Новости

03 Ноября, 12:00

Людмила Маницкая: «Молочный форум» способствует диалогу между всеми участниками отрасли»

Интеллектуальным партнером III Международного агропромышленного молочного форума является Российский Союз предприятий молочной отрасли. Накануне форума председатель РСПМО рассказала о важности федеральной и региональной поддержки молочной отрасли, а также о том, как уменьшить количество фальсификата на прилавках и стимулировать потребление молока. 

- Международный агропромышленный молочный форум является важным отраслевым событием. Очень важно иметь единую площадку, на которой смогут встретиться представители научного сообщества, государства, бизнеса, а также банков и инвестиционных компаний. Это не только поспособствует прямому диалогу между всеми участниками деятельности, но и налаживанию новых партнерских связей, поиску поставщиков и привлечению новых технологий в реализованные проекты.

- Каким образом федеральные органы власти поддерживают развитие молочной отрасли?

- Вся федеральная поддержка молочной отрасли закреплена в государственной программе по развитию сельского хозяйства Минсельхоза России. До конца этого года будет действовать система поддержки возмещения части процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам, как для производителей молока, так и для «переработки». Далее была поддержка по капиксам – возмещение 20% капитальных затрат для молочных комплексов, субсидии на 1 кг реализованного товарного молока. Есть и косвенные меры поддержки, к примеру, обнуление импортной пошлины на племенной материал, которую приняли в этом году. Но в следующем году правила игры поменяются. Во-первых, вместо возмещения процентной ставки могут ввести льготное кредитование под 5%. Во-вторых, что с капиксами тоже не понятно, потому что денег, насколько известно, пока мало. Будет косвенная поддержка отрасли через поддержку животноводства.

- Насколько важна для предприятий поддержка на региональном уровне?

- Регионы с федеральным центром работают по принципу софинансирования. Поэтому во всех субъектах, включая Московскую область, регион оказывает первоочередную поддержку предприятиям. К примеру, центр выдает 50 копеек на 1 кг молока, а регион может дать и рубль сверху. Все зависит от аграрной политики субъекта и полноты бюджета. К примеру, по последним выплатам на 1 кг молока Московский регион дал в два раза больше денег, чем Минсельхоз России, получилось около 1,2 рубля на 1 кг товарного молока в среднем. Помимо софинансирования, субъект вправе сам предоставлять собственные меры поддержки – налоговые льготы, бесплатная земля или по льготным ставкам. Московская область недавно анонсировала, что готова возмещать до 50% затрат на технику для восстановления коровников. С учетом введения в 2017 году «единой субсидии» роль региона возрастет многократно.

- Самые острые проблемы, которые сейчас волнуют молочную отрасль в России?

- А какие не острые? Молочную отрасль можно рассматривать только в комплексе, как единое экономическое явление. Падение спроса – острая проблема. Банки игнорируют при залоге главный актив – землю. Тоже острая проблема. У нас дефицит сырья. У нас много фальсификата на рынке. Поддержка молочной промышленности практически отсутствует. Было возмещение процентной ставки, станет льготное кредитование под 5%. Но денег на всех не хватит. А вот главный острый вопрос – новые экологические нормы, переход на наилучшие доступные технологии и необходимость строить или реконструировать очистные сооружения. Это колоссальные деньги, причем они нужны срочно.

- Есть ли у инвесторов интерес к развитию молочной отрасли в России?

- Безусловно есть. Но интерес - это не инвестиции. Сейчас в основном развиваются крупные холдинги. Есть интерес со стороны иностранных инвесторов, крупные комплексы в Московской, Калужской области хотят построить вьетнамские инвесторы, с кластерным решением обратилась к нам израильская делегация. Сложно сказать насколько текущий интерес монетизирован для отрасли. Чтобы подтолкнуть к новым инвестициям у инвестора должны быть четкие правила игры. Четкое понимание государственной поддержки, к сожалению, сейчас такого нет. В конце концов, у нас проекты начинаются с прогнозированием до 15 лет. Если будет точное понимание аграрной политики, если поддержка будет направлена на повышение инвестиционной привлекательности, в молочную отрасль придет много игроков.

- Насколько активно развиваются инновации и внедряются новые технологические решения в молочной отрасли России?

- Ко мне часто приезжают из других стран, несмотря на санкции, говорят о необходимости сотрудничества, предлагают новые технологии. Нам есть куда стремиться, но у нас есть проекты, которые не уступают, к примеру, европейским. Будет ровная государственная поддержка, если политика будет направлена на сохранение и повышение инвестиционной привлекательности, то и инновации будут внедряться чаще.

- Можно ли по этикетке определить качество молока?

- Если название продукта классическое (молоко питьевое, сметана, творог, сыр и т.д.), то и по составу это должна быть классика. В таких продуктах должно быть минимум всего немолочного, не должно быть никаких немолочных жиров, пищевых добавок. А вот если в названии много слов, то и от состава продукта не стоит ждать одного молока. Состав надо читать очень внимательно, и чем он больше, тем продукт будет менее полезен за счет содержания в нем большого количества пищевых добавок, консервантов, красителей и т.д. Второе, на что надо обратить внимание при покупке – это сама упаковка. Вся молочная продукция относится к скоропортящейся, так что упаковка должна быть  без повреждений, не мятая, холодная, если речь не идет о стерилизованных и консервированных продуктах.

- Острой проблемой является увеличение количества фальсифицированной молочной продукции на прилавках. Как качество товаров влияет на потребительский спрос?

- Действительно, ситуация с фальсификатом на рынке обострилась. Его доля растет, соответственно уменьшается доля качественного товара, но те, кто всегда работали честно, продолжают это делать. В большинстве случаев. Ситуация обостряется во-первых, из-за кризиса. Потому что падают доходы населения, люди голосуют рублем, часто в пользу более дешевого товара. А те, кто могут позволить покупать качественную продукцию кушать больше не стали. Во-вторых, растет себестоимость производства, издержки. А цена на полке, соответственно и в закупке ограничена потреблением, которое падает. Заводам надо как-то выживать, платить зарплату, налоги, закупать сырье. У многих недозагрузка мощностей. Здесь можно было бы исправить ситуацию не только борьбой с фальсификатом, но и с поддержкой перерабатывающей промышленности, но пока такой программы не анонсировано. Что касается влияния качества молочных продуктов на спрос. Это уже вопрос и здоровья, и вкуса и просто доверия потребителя. Когда вы покупаете сливочное масло, а оно оказывается спредом, Вы больше не будете его покупать. Если вы знаете, что на прилавках много масла и сыра низкого качества, то и покупать перестанете, вот спрос и будет падать.

Как стимулировать развитие потребления молочной продукции? Программы стимулирования спроса в России.

- У нас есть культура потребления молочных продуктов. Но сейчас она ограничена полкой дохода. На заработки населения мы повлиять не можем, но есть и другие механизмы стимулирования потребления. К примеру, инициатива нашего Союза – «Школьное молоко». Программа уникальна, она затрагивает сразу три области: здоровье детей, повышение потребительского спроса через подрастающее поколение и косвенная поддержка местных производителей и переработчиков молока. Смысл заключается в бесплатной ежедневной выдаче школьникам 200 мл.молока в день. Мы даже разработали два специальных стандарта под программу «Школьное молоко» - это российский ГОСТ Р 52783 и межгосударственный ГОСТ 32252 стандарты. Программа работает уже в половине регионах, но есть и проблемные точки. Субъекты не в состоянии полностью финансировать данное мероприятие, необходима поддержка от федерального центра на софинансирование расходов. Минсельхоз России нас поддержал в этом, но соответствующей подпрограммы в нормативной базе агарного ведомства пока еще нет, поэтому работаем напрямую с регионами.

 

Организатор

Правительство Московской области

при поддержке

Министерство сельского хозяйства РФ

Генеральный партнер

ОСП агро

Партнеры

Генеральный партнер
"ОСП агро"
Эксперт форума
Danone
Партнер Банковского часа
Сбербанк России
Партнер Банковского часа
Россельхозбанк
Партнер Банковского часа
Банк Возрождение
Технологический партнер
АгроБау
HR-партнер форума
Антирабство
Интеллектуальный партнер
Национальный союз производителей молока "Союзмолоко"
Интеллектуальный партнер
Российский союз предприятий молочной отрасли
Партнер форума
Союзснаб
Экспонент форума
Valio
Экспонент форума
Ecolean
Экспонент форума
UTN Group LTD
Экспонент форума
ФермаРоста
Экспонент форума
Братья Чебурашкины
Экспонент форума
Мустанг Технологии Кормления
Экспонент форума
Щелково Агрохим
Экспонент форума
Группа компаний РОТА
Экспонент форума
Рузское молоко
Экспонент форума
Elopak
Экспонент форума
Группа М9
Экспонент форума
Наро-Фоминский молочный завод
Экспонент форума
Дмитровский молочный завод
Экспонент форума
Фуд Сити
Экспонент форума
Лаборатория Механик
Экспонент форума
Kieselmann
Экспонент форума
DEUTZ-FAHR
Экспонент форума
Foss
Экспонент форума
Теплоэнергосервис ДКМ
Экспонент форума
Вкуснотеево
Экспонент форума
Ruukki
Экспонент форума
Колнаг
Экспонент форума
РусМолоко